Я буду строить этот город. Пускай научат меня всему.
Я не хочу идти проторенной дорогой.
Вопросы:
Чем выражено сказуемое в этих предложениях?
Что общего у этих сказуемых и чем они различаются?
На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено составное глагольное сказуемое.
составное
глагольное
сказуемое
инфинитив
вспомогательный
глагол
= +
грамматическое лексическое
значение значение
(наклонение, время)
вспомогательный глагол
модальный глагол краткое прилагательное краткое прилагательное
(глагол действия) + глагол-связка быть
Определите, чем выражено сказуемое:
Я хочу покорить целый мир. Я был готов любить весь мир. Я рад помочь.
Вы должны трудиться. Она умела водить машину. Он был рад их видеть.
Заполните примерами таблицу:
Способы выражения составного глагольного сказуемого
Способ выражения
Пример
Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)
Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)
Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)
Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надои т.п.)
Закрепление изученного.
Выделите грамматические основы предложений.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий
Я часто брёл по безд__рож__ю2,
Но если, чистое тая3,
Хр__нил в ладонях искру бож__ю,
То это – Родина моя5.
На свете всё (не)бе(с,з)коне__но –
От ок__ана до руч__я,
Но если что (то) в мир__ веч__но3,
То это – Родина м__я.
Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,
И будут люди и з__мля,
И если кто меня вспомян__т,
То это – Родина м__я.
Е.Евтушенко
Задание:
1.Графически объяснить орфограммы.
2.Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых.
3. Выполнить указанные виды разбора.
Дом. задание-учить параграф20, упр 103 письменно
20.10.2022
20.10.22. рус. яз. Тема: Простое глагольное сказуемое. Классная работа- в данных предложениях определить с пособ выражения сказуемого. Посмотреть видео урок по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=EOu1luw4k30. изучить теоретический материал параграфа18.19.Упр.95 письменно. Дом. задание- параграфы 18,19. Упр.97 пиисьменно.
- Литература Тема: Сюжет и композиция, особенности содержания и структура ро мана " Капитанская дочка" Классная работа- 1. Обсуждение с учащимися образа Пугачёва по данному плану 2. Знакомство с темой урока Сюжет повести «Капитанская дочка» Молодой дворянин из хорошей дворянской семьи едет на службу в гарнизон в Белогорскую крепость. По дороге он проиграл ротмистру Зурину на бильярде 100 рублей, чем очень огорчил своего преданного слугу Савельича.
Отправившись в дальний путь, они попали в буран, откуда их вывел мужик, которому Гринев подарил заячий тулуп к большому неудовольствию Савельича. В гарнизоне он знакомится с семьей капитана Миронова и офицером Швабриным, тайно влюбленным в дочь капитана Миронова Машу. Они оказываются соперниками и дерутся на дуэли. Гринев тяжело ранен. Между Машей и Петром Гриневым вспыхивает любовь, но родители Петруши не дают согласия на брак. Пугачев захватывает Белогорскую крепость, казнены капитан Миронов и его жена.
Маша была спасена попадьей. Спасен и Гринев, Пугачев оказался тем вожатым, которому Петр Андреевич подарил заячий тулуп. Дальнейшие события развиваются уже в отношениях между Гриневым и Пугачевым. Пугачев испытывал к Гриневу настоящее уважение, что позволило тому использовать это уважение для спасения невесты. После разгрома Пугачевского восстания Гринев был арестован по доносу Швабрина, который был осужден как государственный преступник. Маша, отправившись к императрице за милостью, а не за справедливостью, добивается помилования своему жениху. Пугачев казнен. Маша и Гринев счастливы в супружеской жизни.
Композиция
Повесть построена в форме семейных записок П.А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение». Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П.А. Гринёв — рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на пугачёвское восстание как на разбой, а на войско Пугачёва как шайку мошенников. Поэтому с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле всё это далеко не так. Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву. Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» — Гринёв и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами.
Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру. Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.
Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый — воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему Укреплениях. В - восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в Десятой — у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва — живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение.
Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей». Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» — закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва. Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы.
Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав. Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы.
Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II. Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина. В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и январе месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно».
Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы. Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый — единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.
Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции. Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв — Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым и судьба Гринёва сложилась бы иначе. В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там — «мрак и вихорь», здесь —- прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова. Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки. Это тем более интересно, что всегда верный правде Пушкин на этот раз отступает от неё.
У Боровиковского, рисовавшего портрет Екатерины II в 1791 году, она изображена уже стареющей, а встреча Марьи Ивановны с царицей произошла в 1774 году, т. е. когда Екатерине было 45 лет. Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл Горький. «Как прозаик, — пишет А. М. Горький, — он написал исторический роман - «Капитанская дочка», где с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияния французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина».
История создания повести «Капитанская дочка»
повесть пушкин капитанский дочка
С середины 1832 года А.С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева. В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого<… > Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», - пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773-1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной.
Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773-1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь - честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий - Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв.
Изучить вышеуказанную статью .Дом. задание-подготовиться сочинению на тему: Пётр Гринёв-главный герой романа А. С. Пушкина " Капитанская дочка" по плану: 1.История создания романа. 2.Характеристика Петра Гринёва: 1) воспитание Петруши; 2) решение отца; 3)служба в Белогорской крепости: а) занятия Гринёва в. крепости; б) любовь к Маше; в) отношения с Швабриным.4. Пугачёв и Гринёв.5. Суд и оправдание Гринёва.3. Моё отношение к Петру Гринёву. Писать в тетрадях для контрольных работ
Биология
Физика 8 класс
Тема урока: Контрольная работа №1 по теме «Внутренняя энергия.
Количество теплоты».
Текст контрольной работы находится по адресу: https://vk.com/club193523278
_____________________________________________________________
19.10.2022
- 19.10.22. русский язык Классная работа- 1. Словарный диктант: туман...ый, старин...ый, кожан...ый, песчан...ый, гусин...ый, клюквен..ый, засеян...ое, прочитан...ая, засолен...ые, квашен...ые, нефтян...ая, оловян...ый, застеклён..ый, копчён...ый,обижен...ое,экскурсион..ый. 2.Ответить на вопросы-1)Чтотакое грамматическая основа предложения? 2)Как вы понимаете термин "предикативность"? 3)Какм из двух главных членов предложения выражена предикативность, на что она указывает?4) Какими частями речи может быт, выражено подлежащее? 3.Определить чем выражено подлежащее в предложениях- Белая берёза растёт под окном. Они пошли домой. Прекрасное всегда радует нас. Трое уже сошли с дистанции. Работать- призвание каждого человека. Бегущие пытаются догнать поезд . Послезавтра будет рещающим днём .Ура радостно звенело в воздухе. 3.Упр.90 часть 2 письменно Дом. задание-повторить параграф17,упр.93 письменно.
Информатика 8 класс
Домашнее задание:
1.Изучить п.1.3.1.
2.Выполнить: №№2,3 на стр.37.
Химия
_____________________________________________________________
18.10.2022 г.
18.10.22. литература Тема :Женские образы в романе капитанская дочка
Женские образы в романе Капитанская дочка (по повести Пушкина)
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрываются немного женских образа. Это сама капитанская дочка – Маша Миронова, ее мама Василиса Егоровна и императрица Екатерина II.
Василиса Егоровна – жена коменданта, простая женщина из народа. Она олицетворяет собой настоящую русскую женщину, добрую, великодушную, чуткую, готовую на все ради мужа, которая в любой ситуации будет его поддерживать. Она всегда дает советы мужу, иногда даже указания, она глава семьи, но тем не менее муж никогда не обижается на нее, напротив в их семье царит любовь, взаимопонимание и уважение. Не смотря на свой статус семья Мироновых живет просто и небогато. Отсюда и простой внешний вид Василисы Егоровны. При первом знакомстве читатель видит ее в платке и телогрейке. Для нее на первом месте была семья и дом.
Не смотря на свой внешний вид Василиса Егоровна является очень смелой и отважной женщиной. Во время нападения Пугачева, она не оставляет мужа одного и не смотря на его уговоры остается рядом с ним, чтобы разделить вместе с ним смерть. После Того, как мужа повесили, Василиса Егоровна долго его оплакивала, а потом отправилась за ним.
Маша Миронова – русская красавица, которая вызывала симпатию у всех, кто с ней знакомился. Не зря ведь в ее красоту влюбились Гринев и Швабрин. Она обладает прекрасными манерами, добра и чутка. Но это и не удивительно, ведь ее мама Василиса Егоровна, а отец Иван Кузьмич. В развороте всех событий читатель видит, что Маша еще и очень смелая, как и своя мать. Она предпочитает смерть, чем замужество за нелюбимым Швабриным. Лишь благодаря своей смелости, упорству и настойчивости Маша смогла дойти до императрицы и добиться своего счастья и любви.
Екатерина II предстала перед нами, как чуткая и справедливая женщина. Когда Маша пришла с ней с просьбой она внимательно ее выслушала, спрашивала подробности ее истории. Несмотря на то, что она является императрицей, мы не видим в ней высокомерия и гордости. Наоборот, Пушкин показывает, что императрица тоже женщина и умеет сострадать и понимать человеческую боль. Также, мы видим в ней чувство долга. Она знает, что в долгу перед Машей и обещает ей помогать ей и не оставить ее без гроша.
Подводя итог, хочется сказать, что в своем произведении Пушкин все женские образы сделал положительными, раскрыл в них самые лучшие черты, присущие русской женщине. Показал великую душу и доброе сердце русской женщины.
Познакомиться с данным матер.иалом. Подобрать цитаты к образу Маши Мироновой .Дом. задание- подготовить рассказ о Пугачёве по плану лан «Образ Емельяна Пугачева» по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Емельян Пугачев -бунтарь из народа.
Причины народного восстания.
Человеческие качества, из-за которых герой был выбран предводителем.
Пугачев — вожатый.
Самозванец, беглый казак Пугачев.
Победы бунтовщика, успех в военном деле.
Столкновение в Белгородской крепости. Щедрость, благородство бунтаря.
Хорошие поступки героя.
Кто он — жестокий убийца или народный герой.
Обществознание. 8 класс. 18.10.2022
Тема урока «Трудовая деятельность. Предпринимательство»
1. Изучить
параграф 22
2. Составить
бизнес-план «Предпринимательская деятельность в городе Макеевка»
Физика 8 класс
Тема урока: Лабораторная работа №2. Измерение удельной теплоемкости
твердого тела.
Домашнее задание:
1.
Просмотреть видео по теме урока: https://www.youtube.com/watch?v=eO_9Uxju7ec
2. На
основании просмотренного составить отчет по лабораторной работе.
Биология
История
________________________________________________________________
17.10.2022
17.10.22 рус. яз Тема: Главные члены предложения. Подлежащее. .Классная работа-выполнить задания Обобщение ранее изученного. Я н...чую в старой бесе...ке. Она заросла диким в...ноградом. По утрам со..нце б..ёт скво...ь л...ству. Вор...бьи с уд...влением заглядывают в бесе...ку.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.
- Из следующего предложенного текста выпишите словосочетание (по одному примеру): 1 вариант - именное, 2 вариант – глагольное. посмотрите видеоролик по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=PfloqttIT_o, изучить параграф 17.Найдите подлежащее, укажите способ выражения. 1Сонный туман серебрится. 2. Все утомились за день. 3. Жить - родине служить. 4. Две капли упали на стекло.5. Сильный к победе стремится. 6. Семь бед- один
Химия
География